Обсуждаем ФГОС- новые стандарты

                                                      


«В 21 веке безграмотным считается уже не тот,
 кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет 
   учиться, доучиваться и переучиваться.»
Элвин Тоффлер

 Что такое ФГОС?
 Приглашаем к обсуждению стандартов второго поколения.

11 комментариев:

  1. Коллеги! Мы начинаем обсуждать эту проблему?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как хорошо, что мы начали этот разговор здесь.

      Удалить
  2. Ирина Львовна Климова, г.Владимир25 апреля 2014 г., 02:26

    Школа во все времена выполняла социальный заказ. Я начала учительствовать в 1983году. Небольшая сельская школа в Ковровском районе должна была подготовить работников сельского хозяйства! А городская школа во Владимире, в которой я начала работать три года спустя, поставляла учеников в подшефное профтехучилище – надо было убедить выпускников туда идти! За невыполнение «плана поставок» ругали!
    Когда я читала ФГОСы, было нелегко за труднопроизносимыми словами увидеть истину, но потом как пелена спала, и я вдруг поняла – наконец-то мы дождались! То, что давно было принципами вальдорфской педагогики, становится принципами общепризнанными! Недаром В.В.Путин при посещении Московской вальдорфской школы (которую в СМИ назвали просто школа 1060!), назвал это образование инновационным, образованием будущего.
    Я далека от мысли рассказывать подробно о своей школе, но всё-таки:
    еженедельные педсоветы («учительские конференции»), целью которых является постоянное обновление педагогики через углубление познания человека, а также профессиональное развитие учителя; этой цели служат обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и дидактики; значительная роль отводится коллегиальному самоуправлению школы учительским коллективом;
    Это принцип работы учительской коллегии – сердца нашей школы. Если мы говорим о том, что современная школа должна готовить к жизни человека, способного к самообразованию и саморазвитию, то сама школа должна быть именно таким организмом – подвижным, креативным, самостоятельным, ответственным и постоянно развивающимся!
    Дети прочно засели за компьютеры. И чаще всего они не ищут там интерьеры музея изобразительных искусств! Они играют, висят в контактах и скайпах, качают фильмы и музыку, снова играют и снова висят. И это – проза жизни. Я по-прежнему со многим не согласна! Мы должны научить детей работать с информацией, но никто не отменял знание! Задача школы становится архисложной, самим бы понять… Здесь нельзя справиться в одиночку! Школа, семья, общество – вот когда это триединство становится невероятно важным! Но ведь во многих семьях компьютер стал не источником информации, а стал средством развлечения детей и взрослых, «игрушкой для ленивых родителей»!
    Мне кажется, здесь нужно быть очень аккуратным и обойтись без фанатизма. Я ношу в школу ноутбук, могу в любое время выйти в интернет и найти быстро любую информацию, даю детям ссылки на интересные сайты и общаюсь с ними Вконтакте! Но я не заменяю без особой надобности физический эксперимент компьютерной моделью. Всё, что можно проделать руками – делаем.
    В конце прошлого учебного года я предложила им переписываться по почте – обычной, а не электронной! Все, кто решился – не пожалели! Вынимать из почтового ящика конверт – это незабываемое ощущение, которого не получишь, открывая электронный почтовый ящик.
    Дети нередко качают из интернета небольшие литературные произведения и статьи, но с каким удовольствием листают книги! Многие (!) посещают библиотеки!
    Я боюсь исчезновения из нашей жизни книг, живых концертов, театра, альбомов с фотографиями, живого общения, перьевых ручек и цветных карандашей. Всё становится слишком спешно и поверхностно. Нельзя этого допустить. Информационное общество не должно стать обществом роботов.
    Только в активной работе рождается настоящее понимание. Не может ребёнок ничего понять, к примеру, в электричестве, пока не попробует всё сам. Физикам особенно повезло – у нас обширное поле деятельности! Но у всех есть такие возможности! У нас всеми классами ставятся спектакли на литературные и исторические темы – вот уж деятельность целого класса: тексты, костюмы, декорации. Особенно меня привлекает проектная деятельность – хорошо организованная она приносит большую пользу ребёнку! Где, как не в индивидуальном проекте можно проявить себя, показать свои возможности. В современном мире нужно уметь находить «собственно своё», для этого сегодня есть много возможностей!

    ОтветитьУдалить
  3. Департамент образования администрации Владимирской области и Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л.И. Новиковой проводили 19 марта 2014 года научно-практическую конференцию: «ФГОС: механизмы реализации, модели внедрения, инновационные практики». Участники конференции поделились опытом работы по внедрению новых педагогических технологий.

    ОтветитьУдалить
  4. Горячева Л.Н. , учитель физики4 мая 2014 г., 03:18

    МБОУ Тургеневская СОШ
    Принципиальной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является усиление их ориентации на резуль-таты образования. В соответ¬ствии с этим процесс учения понимается не только как ус¬воение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственно¬го опыта и социальной компетентности. Считаю, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образова¬тельного и воспитательного процесса.
    К универсальным познавательным действиям относятся поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Особенно после подготовки к Государственной итоговой аттестации, стало ясно, что многие школьники с трудом понимают содержание текстов научного содержания, т. к. они не могут выделить в них главное, найти необходимую для ответа на поставленные вопросы информацию. В основе использования информации лежит проблема поиска и преобразования ее в такие содержание и форму, которые создают возможность более удобного и быстрого освоения ее и эффективного использования.
    Что же можем сделать мы, чтобы помочь нашим ученикам? Уже с первой ступени обучения физике я стараюсь учить их выделять главное в тексте учебника, в моём рассказе, в сообщениях товарищей. Очень помогают в формировании действий с информацией задания по структурированию текста, составления логических блок-схем, нахождения в текстах ошибок, составление вопросов к отдельным частям текста, поиск дополнительной информации и опережающие задания. Очень большое значение в познавательном развитии имеет формирование символическо¬го и логического мышления, выработка навыков знаково-символических действий, включая моделирование (преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область). От тех, кто изучает физику, требуется научно-теоретический способ мышления, который предполагает умение проводить логические размышления, анализ, синтез, абстраги¬рование и обобщение. (Сравнения, противопоставления, классификации, определения и т.д.).

    Поэтому я стараюсь как можно больше внимания уделять развитию мышления учеников: добиваюсь, чтобы они уясняли логику рассуждений, последовательность и этапы вывода формул, могли соотнести конкретные примеры и факты с доказываемым положением. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебной– исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему.

    ОтветитьУдалить
  5. Второва И.В. МБОУ «Новопоселковская средняя общеобразовательная школа» Ковровского района4 мая 2014 г., 03:23

    Уроки физики: Какими им быть сегодня? Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся воспитанников к ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся воспитанники сами «добывают» и систематизируют знания. Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности воспитанников. Например,
    7 класс. Тема урока: «Плотность вещества».
    После изучения понятия плотности и вывода формул массы и объёма, учащимся предлагается решить экспериментальные задачи:
    1 группа. Имея только деревянный брусок и линейку, определите его массу.
    2 группа. Имея только железный болт и весы, определите его объём.
    3 группа. Имея только мензурку и фарфоровый ролик, определите его массу.
    4 группа. Имея весы и мензурку, определите из какого вещества изготовлен шарик.
    7 класс. Тема урока «Действие жидкости на погруженное тело».
    Во время объяснения нового материала учащиеся ставятся в ситуацию исследователя. Учитель демонстрирует обычный опыт по растяжению пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде. В беседе с учащимися выясняется существование выталкивающей силы. Именно теперь учитель предлагает перейти к серьезному научному исследованию, т. е. выяснить, от чего зависит выталкивающая сила.
    Всякое исследование начинается со сбора и обсуждения фактов. Такие факты постепенно накапливаются в ходе беседы, когда учащиеся вспоминают различные явления природы и случаи из повседневной практики. Это помогает им сформулировать проблему урока и выдвинуть гипотезу.
    Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит от объема погруженного тела, от его веса (или массы), от плотности жидкости, от глубины погружения тела, от формы тела. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Для этого на каждом столе приготовлены: рычаг, укрепленный на штативе, 2 стакана с водой, тела одного объема, но разной массы (калориметрические тела), поваренная соль, линейка, тела одинаковой массы, но разного объема (алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел и картофелина, предварительно обвязанные ниткой).
    Учащиеся постепенно подвешивают тела к рычагу, добиваются его равновесия, а затем, погружая тела в воду, проверяют все выдвинутые гипотезы. При этом ученики, самостоятельно исследуя характер зависимости между физическими величинами, анализируют свои наблюдения, делают выводы, которые и приводят к окончательному построению теории (выводу формулы). За теоретическим толкованием формулы архимедовой силы может следовать экспериментальная проверка формулы с помощью опыта с ведерком Архимеда. В конце урока учащиеся снова анализируют факты, предлагаемые либо учителем, либо самими учениками, например: «На какое из тел действует большая выталкивающая сила?», «Почему все водяные растения обладают мягкими, легко сгибающимися стеблями?» и т. д. Приводимые факты и их объяснения можно снова проверить на опыте.
    Таким образом, цикл научного исследования, на путь которого вступили ученики, оказывается замкнутым. Активность учащихся при проведении данного исследования способствует осознанию зависимости между конкретным и абстрактным содержанием темы, между практической и теоретической сторонами деятельности.


    ОтветитьУдалить
  6. Лактюшова Светлана Владимировна5 мая 2014 г., 11:09

    . В Федеральных образовательных государственных стандартах второго поколения среди базовых образовательных технологий выделяют информационные и коммуникационные технологии.
    Считаю, что сформировать эти компетентности можно путем создания электронного учебника.
    Почему у меня возникла идея создания электронного учебника? Во-первых, учащиеся, пропустившие урок, пришедшие из других школ могут изучить материал учебника в том варианте, как это было предложено на уроке. Поэтому содержание учебного пособия должно соответствовать Программе по физике. Во-вторых, материал учебника можно использовать в совокупности с интерактивной доской: делать в лекции пометки, выделить нужное, разобрать решение задачи с комментарием. В-третьих, учебник может помочь преподавателю (особенно при дальнейшем его использовании) организовать учебную деятельность учащихся таким образом, чтобы они глубоко освоили фактический материал, получили дополнительную информацию по интересующим их вопросам, навыки логического мышления, развили творческие способности, почувствовали интерес к предмету. В-четвертых, электронное учебное пособие является открытой структурой. При его помощи учащийся может войти в мир физических знаний и осваивать его самостоятельно. В-пятых, электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при дистанционном обучении. Электронный вариант учебника вмещает в себя и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении.
    Поэтому в начале учебного года я предлагаю учащимся физико-математических классов написать главу электронного учебника по физике. Сначала объясняю, что из себя представляет электронный учебник, зачем его нужно создавать, какие требования предъявляются к его содержанию. Следующий этап: учащиеся разбиваются на группы и определяют тему своей главы учебника, составляют план действий и начинают сбор материала. Роль учителя здесь - консультант. Материал учащиеся ищут самостоятельно, используя различную литературу, школьные лекции, материалы из сети интернет. Затем ребята изучают различные контрольно-измерительные материалы и создают тесты для контроля материала по физике, который изложен в написанной ими главе. Кроме этого, необходимо каждый раздел снабдить задачами, которые могут помочь учащимся как при подготовке к ЕГЭ, так и к подготовке к олимпиадам различного уровня (школьным, областным, вузовским). Конечный этап: учащиеся делают презентацию, которая и является очередной главой электронного учебника. При этом каждый член группы отвечает за свою часть электронного учебника: за теорию, за практику, за интересные факты, которые порой не очень просто подобрать. Таким образом, при написании главы учебника формируются ИКТ компетентности.
    Важный этап работы: представление своего материала на публике, его защита. Это происходит либо на уроках, либо на школьной научной конференции «Открытие». Учащиеся публично выступают, обосновывают правильность написания главы, отвечают на вопросы. При написании главы учебника и при выступлении учащиеся испытывают множество различных эмоций (от положительных, до негативных), что тоже способствует формированию эмоциональной сферы учащихся.Такие выступления максимально облегчают понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память. Эти виды деятельности способствуют формированию коммуникативных компетентностей.

    ОтветитьУдалить
  7. Шмелёва Ольга Викторовна9 мая 2014 г., 22:49

    Добро пожаловать на сайт мастер-класса "Использование библиотеки Intel для оценивания образовательных достижений учащихся".https://sites.google.com/site/bibliotekaocenivaniaintel/home
    ФГОС диктует необходимость перехода на новую систему оценивания деятельности учащегося:оценивается не только результат, но и процесс выполнения задания/получения знаний: умение планировать работу, нацеленную на конечный результат, производить определенную мыслительную деятельность, находить ошибки в работе, анализировать свою деятельность, осуществлять адекватную само- и взаимооценку, планировать самообразование по результатам анализа/оценки и т.д.(все это отражено в новых ФГОС).Причем оценивание должно быть непрерывным на всех этапах учебной деятельности.
    Как оценивать процесс? С чего начать разработку инструментов оценивания? Можно, конечно, потратить уйму времени, забросив семью и любимую дачу, а можно выйти в интернет и создать оценочные инструменты в несколько кликов с помощью библиотеки «Оценка проектов».

    ОтветитьУдалить
  8. Лабцова Ольга Владимировна12 ноября 2015 г., 00:01

    Новый Федеральный государственный образовательный стандарт есть ни что иное, как документальное подтверждение того, что на протяжении многих лет учителя (а особенно физики) используют на своих уроках и во внеурочной работе.
    В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно- ¬деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
    Подробнее остановлюсь на групповой работе, целью которой является активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, а задачами: активизация познавательной деятельности, развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, развитие умений успешного общения, совершенствование межличностных отношений в классе.
    Форма проведения занятий по внеурочной деятельности в основном групповая (по желанию, случайным образом, по выбору педагога, по выбору «лидера», по определённому признаку), а на уроках чаще практикуем работу в парах при выполнении фронтальных экспериментов и лабораторных работ.
    Причиной несистемного использования на уроках работы в группах более 2 человек считаю недостаток времени (групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна); неидеальная дисциплина (нельзя требовать в классе абсолютной тишины, дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда); в групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов (нужно время, нужна практика, разбор ошибок, что требует терпения и кропотливой работы); при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников; в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве - им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.
    Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало и достоинств: повышается учебная и познавательная мотивация; снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе.

    ОтветитьУдалить
  9. Стандарт представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, который разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.
    В состав новых стандартов входят только три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации. Тем самым расширяется круг лиц, отвечающих за исполнение стандарта, появляется возможность реализации подхода к стандарту как к общественному договору с распределением взаимных обязательств (прав и ответственности) между всеми участниками образовательного процесса: государством, социумом, семьей. Образно говоря, новые стандарты определяют прежде всего требования «к хору» (системе образования), а не к «исполнителю» (ученику), как это было до сих пор.
    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
    Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
    Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.
    Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в примерную программу основной школы.

    ОтветитьУдалить
  10. Александрова Наталья г.Ковров12 ноября 2015 г., 11:15

    В последнее время в образовательных учебных программах сделан акцент на развитие мышления учеников.Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала. Технология развития критического мышления является такой программой.Эта технология предусматривает самостоятельное добывание знаний. Успех обучения заключается в том, чтобы удержать заинтересованность учащихся на протяжении всего урока. Для того, чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, это: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромиссных решений.
    Учитель должен помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы. Технология развития критического мышления – один из способов превратить учение в личностно ориентированное. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации, и , используя приёмы технологии превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – в совместный и интересный поиск.
    Критическое мышление – естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить.
    Применяя элементы технологии развития критического мышления учитель создает условия для творческой самореализации учащихся. Какие же приемы можно использовать? Одним из таких приемов является мозговой штурм, который активизирует внимание всех учеников. Мозговой штурм можно использовать на этапе вызова, когда учащиеся используя свои знания, строят гипотезы, определяют цели урока, планируют свою деятельность. Цель этого приема_ получить за короткий срок как можно больше идей, предложений, способов решения представленной проблемы.
    Прием «Корзина» идей, понятий, имен позволяет выяснить какие знания по данной теме имеются у учащихся. Прием составления кластеров позволяет показывать типы связей между различными явлениями или объектами.
    Прием «задавание вопросов» целесообразно использовать при коллективной работе.  Именно вопрос является началом познавательной деятельности, способствует реализации более эффективной техники диалога. 
    Прием «Синквейн» способствует развитию интеллектуальных умений критического мышления учащихся. В переводе с французского слово «Синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учеников краткого изложения учебной информации. Прием используется для закрепления и рефлексии. Синквейн позволяет выражать свои мысли в свободной форме, но опять, же по определенным правилам.
    Предлагаемые приемы развития критического мышления учащихся позволяют решать многие задачи курса физики. Опыт показывает, что развитие критического мышления в учебно-познавательной деятельности происходит дифференцированно: на разных уроках по разному. Это зависит от целей и задач урока, степени критической насыщенности изучаемого материала, уместности использования предложенных выше приемов, субъективного опыта школьников.

    ОтветитьУдалить